…Свадебное шествие замерло. Утопая в зелени шиповника, у входа сверкали ледовые лебеди. Бросая вызов законам природы, они сияли в лучах июльского солнца, ослепляя яркими бликами. Холодные, влажные грани, хрустальные крылья… Скульптура из льда – удивительный и изысканный свадебный подарок. Тем более, летом!
Мастера холодного жанра
Снег и лед издавна использовались северными народами как материалы для строительства и скульптуры. На Руси самые «зимние» персонажи – Снегурочка и Снеговик. Вспомним также картину Сурикова «Взятие снежного городка» и начало русской сказки «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная». Правда, по весне эти шедевры неизбежно таяли…
Тема нашей сегодняшней беседы – ледовая скульптура. А наш собеседник – арт-директор компании «Ледмастер» Анна Хачатурова.
Что же такое ледовая скульптура?
В первую очередь это – яркий и неожиданный элемент оформления торжества, причём абсолютно любого. Для фуршета – ледовый бар, для презентации – огромный логотип, к юбилею - знаки зодиака. Букет роз, «упакованный» в лёд – в подарок. А также сувениры, вазы, сказочные персонажи, беседки, горки и городки – практически, из льда можно сделать все. От бокала до дворца.
Лед отличается от гранита и мрамора, как бриллианты от прочих драгоценных камней. Недорогой и экологически чистый материал – в общем, просто замороженная вода – после хорошей профессиональной обработки действительно напоминает бриллиант. В крайнем случае, хрусталь.
Летом или в помещении этот хрусталь живой, его грани блестят и переливаются, он медленно оплывает, меняясь в лучах подсветки. Этот процесс таяния – волшебная метаморфоза. Взгляды гостей постоянно возвращаются к ледовой скульптуре.
Зимой на улицах и площадях, у входа в офисы и рестораны, на загородных участках вырастают сверкающие крепости, сфинксы, гербы городов и логотипы компаний.
Сколько лет «ледовому» жанру?
Имиджевые архитектурные и скульптурные ледовые композиции, такие, как мы можем видеть сегодня, появились в России менее 20 лет назад. Но до сих пор это направление мало развито и малоизвестно даже среди event-специалистов. А мастеров, имеющих серьезный опыт работы с льдом, можно по пальцам пересчитать. Пик моды у ледовых изделий еще впереди. При этом перспективы и возможности безграничны.
Так уж безграничны? Ведь лёд как минимум тает…
Конечно, тает. Но не как попало, а согласно законам физики. Например, полутораметровому лебедю при комнатной температуре нужно не меньше двух суток, чтобы растаять полностью. А за те 5–7 часов, которые длится любое торжество, скульптура только немного меняется. Линии становятся более плавными, блики играют, перетекая по поверхности.
Кстати, именно поэтому её привозят чуть-чуть угловатую, хранящую следы инструмента мастера. Примерно через час при комнатной температуре скульптура чуть-чуть округляется и выходит на пик своей формы.
То есть, ледовая скульптура летом – тоже актуально?
Конечно. Хотя многие, кто впервые сталкивается с этой темой, удивляются: «Ну, а летом вы чем занимаетесь?», предполагая, что ледовая скульптура – только зимнее украшение. Ничего подобного! Летом мы занимаемся тем же самым! Более того, если зимой ледовые горки – это нормальное явление, то летом скульптура изо льда, стоящая на 35-градусной жаре и утопающая в зелени – это почти эпатаж.
Для скульптуры нужен какой-то особенный лёд?
Да нет, обычный лёд. Он бывает двух видов. Природный, речной или озерный, имеет естественные «мраморные» прожилки, воздушные пузырьки и тончайшие стрелки. Зато искусственный лед, изготовленный в специальных формах, идеально прозрачен. Кроме того, в него можно вморозить цветы, листья, насекомых – любой предмет.
А вот опыт для работы с ним скульптору нужен особенный, «ледовый». Знание, что будет держаться, а что – рискованно, что будет красиво, а что – «нечитабельно», и какой сделать скульптуру, что бы к концу мероприятия она не потеряла вид.
Давайте расскажем историю создания ледового шедевра.
Все начинается с замысла, с эскиза. Часто заказчик хорошо представляет себе, что хочет, но.… Будь это мрамор или гипс - все красиво, все классно. Но изо льда может получиться неэффектно, а может и просто рухнуть. Тогда наши художники предлагают свои решения, совмещая пожелания заказчика и возможности материала.
По эскизу собирают из ледовых блоков «стенку» той высоты и ширины, которая требуется для скульптуры. Даже эта работа – на первый взгляд, чисто техническая – требует хорошего глазомера, твердой руки и опыта. Если швы, соединяющие блоки, будут сильно заметны, это испортит скульптуру.
Затем из «стенки» вырезается нужное изделие. Принцип скульптора известен: отсечь все лишнее. Что и делается сначала цепной пилой, потом - ювелирная проработка – стамесками. Для полировки поверхностей применяется … утюг! А для изготовления эксклюзивных ваз и бокалов – токарный станок.
Доставку хрупкого ледового сооружения нельзя поручить бригаде «сильных, но трезвых грузчиков». Это тоже делают сотрудники «Ледмастера». Тем более, что на последнем этапе они сами монтируют подсветку. Поскольку даже отличная работа не «заиграет» без грамотного света.
Совмещаете лед и пламя?
Обычно мы пользуемся диодными светильниками, которые дают минимальный нагрев, – их можно прижимать практически вплотную ко льду. А если на площадке с большой ледовой композицией работает хороший художник по свету – зрелище просто фантастическое! Кстати, лед и пламя… Мы не раз делали такой сувенир – ледовая керосиновая лампа с настоящим огнем.
Это наверно уже высший пилотаж?
Нет, просто немного изобретательности. И опыт, позволяющий воплотить даже такую идею. Наши скульпторы имеют стаж работы со льдом 8-12 лет, а главный художник – Кирилл Колганов – 15 лет. Все сотрудники «Ледмастера» - это выпускники Строгановки. Глядя на наши профессионально выполненные эскизы, любой человек может легко понять, как будет выглядеть композиция.
Заказчики все реже настаивают на своих невыразительных вариантах и все чаще принимают наши. В идеале мы научимся делать любые скульптуры, логотип или вазу близкими к уровню высокого искусства.
Даже в чисто коммерческих проектах – а их сейчас большинство – наши мастера используют новые дизайнерские решения, собственные know how. Например, буквы логотипа делаются пустотами или гравировкой внутри ледового массива. Или даже набираются тончайшей перфорацией, наподобие картин из кристаллов Сваровски.
|