ЗАКУСИТЬ СТАКАНОМ
– Девушка выпивает стопку, а потом с хрустом от нее откусывает — очень эффектно выглядит, мы бы такой ролик рекламный сделали,— говорит арт-директор компании «Ледмастер» Анна Хачатурова.
Ледовики заняты не только изготовлением монументальной ледяной скульптуры, но и мелкой тары. Ледяные бокалы, стаканы, икорницы и прочие предметы сервировки в прямом смысле вырублены из замороженной дистиллированной воды. Анна Хачатурова рассказывает: «Есть две технологии производства ледяной посуды. Ее можно замораживать в формах или вытачивать из куска льда. Всякие цветовые или вкусовые добавки имеют смысл, когда стаканы растут в отдельных формах. Но тогда посуда получается непрозрачной, с пузырьками воздуха. Так что в ней напиток легче протаивает дырочки и начинает вытекать. С уверенностью из такого стакана можно выпить только раз, а если посуда вырезана и ледяного блока, то она абсолютно прозрачна и получается более долгоиграющей. Бокала или рюмки хватит на три-четыре тоста».
При желании ледяной может быть чуть ли не вся сервировка стола, за исключением персональных приборов и посуды для горячего, да и сам стол можно изготовить из ледяных блоков. Клиенты заказывают ведерки для шампанского, блюда для морепродуктов, вазочки, подставки для нескольких бутылок, не большие настольные скульптурки, ледяные кубы с вмороженными в них фруктами и цветами.
Чтобы ледяная посуда не таяла в руках и на столе, в комплекте к блюдам, икорницам и подставкам под бутылки необходимы поддоны. Что касается стаканов и бокалов, то их просто уносят после первой же тоста и заменяют на стекло и хрусталь. Впрочем, на некоторых корпоративных вечеринках гости, по словам производителей, находили ледяной посуде дополнительное применение – метали ее в мишень. С настоящими бокалами так редко кто будет развлекаться.
СКОЛЬЗКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Производство ледяной посуды — дело творческое, иногда технологии приходится изобретать на ходу. «Для презентации духов нам заказали ледяные столбики, в которые требовалось вморозить разрезанные плоды лайма, палочки корицы и семена кориандра — основные ноты нового аромата. С лаймом и корицей все было более или менее просто. Их придавили специальными ячеистыми панелями, чтобы не всплывали, а мелкий кориандр все время просачивался и плавал сверху»,— рассказывает Анна Хачатурова.
Вообще, «вморозка» — один из самых востребованных видов ледового производства. Цветы и фрукты в толще прозрачного льда выглядят эффектно, они как мушка в янтаре. Замуровать в лед можно, в сущности, любой предмет. Например, для лотереи с автомобилем в качестве главного приза в «Ледмастере» изготовили ледяную машину в натуральную величину, а внутрь поместили ключи от настоящей. Счастливому победителю вручили пилу и молоток и предложили самому достать свой приз. Пилить и бить пришлось долго.
На корпоративных вечеринках популярностью пользуются конкурсы, когда какой-нибудь ценный сувенир надо собственноручно вытопить из ледяной глыбы. Естественно, он помещается сначала под прозрачный колпак, а уже поверх него намораживается лед. Конкурсантам дают на выбор утюг, фен, паяльник, стамеску, и они в поте лица начинают добывать приз. Также иногда заказывают мастер-классы ледяной скульптуры — желающие неизменно выстраиваются в очередь.
Каждая технология, придуманная той или иной компанией, тут же тиражируется конкурентами. «Все время приходится изобретать что-то новое»,— говорит Хачатурова. Одно из новшеств — логотипы из вмороженного дюралайта, светящегося шнура, который не греется и потому лед не растапливает. Более традиционный способ изготовления логотипа на заказ — вмораживание в лед оракала, самоклеющейся виниловой пленки.
Недавно «Ледмастер» предложил клиентам контррельефную скульптуру, когда объёмное изображение в толще льда создаётся пустотами. Для пущего художественного эффекта в данном случае используется природный лед.
МАСТЕРА УТЮГА И ПИЛЫ
Сегодня на рынке работает пять-шесть крупных компаний, занимающихся большими и малыми ледяными формами, и неопределенное число фрилансеров, которых привлекают как евентерские фирмы — организаторы мероприятий, так и ледовые компании, в основном на крупные заказы или в самую горячую пору — под Новый год. Заказы на новогодние ледяные красоты начинают поступать в октябре, а с ноября начинается производство заказанного. Рабочая температура для ледового скульптора — минус пять градусов. Работают мастера в том же холодильнике, где хранятся лёд и уже готовые скульптуры.
Скульпторы, работающие со льдом, чаще всего имеют художественное образование. Например, в «Ледмастере» трудятся выпускники Строгановки. Правда, традиционные инструменты по камню или дереву для льда не подходят. Поэтому их либо дорабатывают, либо заказывают у частников-умельцев. Специальный инструмент делают в Москве, Петербурге и традиционных «ледовых» городах, например в Ханты-Мансийске. Часто применяются неожиданные подручные средства. Например, для того, чтобы сделать стенку барной стойки идеально гладкой, ее ровняют обычным утюгом. А когда надо сделать изо льда шар, на утюге разогревают мокрые перчатки, а потом гладят ими ледяную заготовку. Красивая гравировка на ледяном блоке получается, когда её заполняют снегом. Сквозь снежную надпись проходит свет, и она получается воздушной и светящейся. Лед хорошо обрабатывается цепными пилами, фрезерами и даже простыми ножами, не говоря уже о стамесках.
Надо сказать, что скульптуру чаще всего невозможно сделать из одной глыбы. Между фрагментами даже мелких ледяных фигур всегда видны швы. Однако у неопытного скульптора швы получаются грубыми, а у мастера со стажем они едва видны. Бесшовные скульптуры возможны только на севере, где размеры блоков не 1х0,5х0,2 м, а 2х2 метра.
Помимо мастеров-скульпторов ледовой фирме требуются мастера-грузчики, которые умеют управляться с семисоткилограммовыми скользкими глыбами и даже затаскивать их по лестнице на третий, к примеру, этаж.
Крупными ледяными скульптурами, башнями и крепостями сегодня никого уже не удивишь, и именно на таких крупных объектах и получают основной доход профильные компании. Основные потребители ледяной архитектуры — города в регионах с крепкими морозами вроде Ханты-Мансийска, Новотроицка или Ноябрьска. Большие ледяные объекты заказывают местные власти, строить их съезжаются все ледовые фирмы и множество скульпторов-фрилансеров. Ледяной город может обойтись заказчику в $50 — 100 тыс. Со льдом в таких местностях проблем не бывает — его просто нарезают в ближайшем водоеме. Более того, московские компании возят оттуда лед в столицу. С природным материалом у нас туго – морозов у нас иногда всю зиму нет, да и чистота водоёмов оставляет желать лучшего.
Зимой ледовые компании вынуждены создавать стратегические запасы льда. Так что основа круглогодичного процветания — большие ангары с минусовой температурой для хранения льда. «В прошлом году мы заложили 40 тонн льда, а уже летом подскребли остатки и пошли покупать лед у более запасливых конкурентов»,— рассказывает Анна Хачатурова.
Однако лед даже из самого экологически чистого природного источника для украшения стола не подходит. Поэтому фирма, занимающаяся льдом, должна располагать не только специальными ангарами для его хранения (в качестве которых часто используются списанные фуры-рефрижераторы) и спецтранспортом для его перевозки, но и формами для выращивания ледяных глыб. Надо сказать, что выращивание прозрачного однородного льда — важнейший момент в деятельности «ледяных» фирм. Каждая компания, выходя на рынок, бьется над этой проблемой самостоятельно и хранит как зеницу ока тайны производства. Здесь нужна не только чистая вода, но и постоянный контроль замораживания — лед не должен содержать пузырьков воздуха или примесей.
«Для ледяных скульптур можно брать речной лед, с ним и работать интереснее, поскольку он „живой". А для барных стоек и посуды нужен абсолютно прозрачный лед, его можно приготовить только из очищенной воды»,— говорит Анна Хачатурова. Очищенная и дистиллированная вода — тоже серьезная статья расходов.
Крупные ледяные формы живут до восьми часов, мелкие — четыре-шесть часов. Все это время скульптура или барная стойка, естественно, тает, но делает это красиво. Благодаря воде, образующейся на поверхности, объект блестит и переливается, если, конечно, правильно подсвечен. Поэтому ледовые компании отвечают не только за все, что изо льда, но и за сопутствующее оборудование. Непротекающие поддоны – непременный атрибут ледовых изделий, потому что если барная стойка будет красиво таять на полу, под ней очень скоро образуется большая некрасивая лужа. Также очень важна грамотная подсветка – без неё ледовая скульптура – «деньги на ветер». Демонтаж — отдельная головная боль для ледовой фирмы и статья расходов для заказчика.
Еще одна трудность работы со льдом — перевозка. Любой «лежачий полицейский» может превратить ледяные художества в мелкие обломки, и чтобы доставить товар в целости и сохранности, его приходится тщательно упаковывать. Порой при доставке приходится сталкиваться с совершенно неожиданными трудностями. Например, Анна Хачатурова вспомнила про одну из самых сложных доставок для ее компании — в Алматы. Там презентовали большой жилищный комплекс «Новое столетие», в связи с чем потребовалось изготовить ледяные макеты зданий и упаковать их так, чтобы они могли проехать 4,5 тыс. км. Макеты фигурировали в накладной как «ледяные скульптуры», и таможня потребовала разрешение министерства культуры. Машины с ценным художественным грузом стояли на таможне, а Анна срочно добывала нужную бумагу. После чего выяснилось, что у перевозчика нет права на пересечение границы… В результате макеты на руках переносили через границу и грузили в Алматинскую машину. Они все-таки попали в Алматы, правда, не к началу торжественного мероприятия.
ТАЮЩИЕ ДЕНЬГИ
Но проще довезти ледяной город до Алматы, чем оценить доходы мастеров льда. Заказчиками ледяных скульптур и баров чаще всего являются компании, занятые организацией праздников. По словам Светланы Чуриловой, генерального директора одной из таких компаний — «Алеф Трейдинг», основной тренд года — ледяные бары; изо льда делается и барная стойка с вмороженным или гравированным логотипом, и посуда. Весь бар обходится примерно в $1,5-3 тыс., цена зависит от сложности работы и количества использованного льда.
Хотя «Алеф Трейдинг» активно предлагает своим клиентам лед в качестве украшения, на него приходится 2 — 3% общего бюджета мероприятия.
Тем не менее, по словам участников рынка, этот сектор услуг ежегодно растет примерно на 50%. Но оценить оборот ледового рынка не берутся ни сами «ледовики», ни компании-заказчики. Причина проста: и мастера-одиночки, и фирмы предпочитают вести расчеты «налом». Кстати, «Алеф Трейдинг» предпочитает нанимать как раз таких индивидуалов, их услуги где-то на 10% дешевле.
Самое урожайное время для ледовых скульпторов — зима. Но ситуация с заказами постепенно выравнивается: летом не строят крепостей и горок, зато спрос на ледяные барные стойки и лебедей не снижается, а, точнее, растет вместе с температурой воздуха. В помещении с кондиционером ледяная красота живет шесть-восемь часов, на улице — три-четыре часа.
Основные потребители ледяных изделий — крупные компании, среди которых много производителей алкоголя. Фрукты во льду любят заказывать на открытие ресторанов. Впрочем, барные стойки изо льда, ледяные самовары и фон таны со спиртным (ноу-хау компании «Ледмастер») заказывают на корпоративные вечеринки любого профиля.
Частных заказчиков пока ничтожно мало и работа с ними, как правило, связана с высоким риском. Анна Хачатурова рассказала, как один молодой человек заказал на свой участок ледяную скульптурную группу, барную стойку, скульптуры-фонтаны, желая поразить любимую в день ее рождения. Однако утром, когда прибыли все подрядчики, поссорился с именинницей и исчез. Заказчика нашли с большим трудом.
|